Павелъ Муратовъ. Традиціонная Японія и «новый» Китай

Автор: | 21.12.2024

Въ послѣдней книжкѣ «Современныхъ Записокъ» помѣщена статья П. Н. Милю­кова — «Японія и Китай въ дальнево­сточномъ конфликтѣ». Въ концѣ этой ста­тьи авторъ высказываетъ надежду, что нынѣшніе споры въ средѣ русской эми­граціи «потеряютъ, хотя бы отчасти те­перешній страстный характеръ и явится возможность болѣе спокойнаго обсужде­нія вопроса».

Къ этой надеждѣ охотно присоединят­ся, разумѣется, и всѣ тѣ, которые стоять въ данномъ вопросѣ на точкахъ зрѣнія, діаметрально противоположныхъ точкамъ зрѣнія, поддерживаемымъ П. Н. Милюко­вымъ. Какъ бы ни были велики тутъ рас­хожденія, спокойное обсужденіе вопроса все же не невозможно и не безполезно. П. Н. Милюковъ, вѣроятно, не откажется при­знать, что особая страстность внесена въ обсужденіе дальневосточныхъ дѣлъ имен­но его прямолинейными и не допускающи­ми никакихъ двухъ истолкованій заявле­ніями о томъ, что выступленіе Японіи уг­рожаетъ національнымъ интересамъ Рос­сіи, и что въ нынѣшней обстановкѣ защитницей этихъ интересовъ, вольно или невольно, является совѣтская власть. Бы­ло бы нѣсколько странно, если бы подоб­ное заявленіе,. со всѣми вытекающими изъ него послѣдствіями, не вызвало въ русской эмигрантской средѣ бурныхъ и разгоряченныхъ споровъ! Но при этомъ надо сказать слѣдующее. Неожиданный для многихъ выводъ, къ которому при­шелъ извѣстный русскій политическій дѣятель, тѣмъ болѣе возбудилъ страсти, что опредѣленно отрицательное отношеніе этого дѣятеля къ совѣтской власти до сихъ поръ не вызывало ни въ комъ никакихъ сомнѣній. Никто не думалъ, чтобы П. Н. Милюковымъ могли руководитъ и въ данномъ случаѣ какія то иныя соображенія, кромѣ присущаго ему пониманія «національныхъ интересовъ Россіи».

Въ интересахъ справедливости слѣдо­вало бы, значитъ, стремясь къ болѣе спо­койному обсужденію вопроса, оставить въ сторонѣ всевозможныя чувства, вызван­ныя своеобразной позиціей, занятой ру­ководителемъ «республиканцевъ-демократовъ», и отнестись къ ней лишь какъ къ нѣкоторому мысленному заблужденію. Но, разумѣется, было бы полезно при этомъ, чтобы и И. Н. Милюковъ призвалъ сво­ихъ сотоварищей по работѣ въ печати и по выступленіямъ на общественныхъ со­браніяхъ воздерживаться отъ тѣхъ обви­неній «дешеваго свойства» (въ призывѣ иностранцевъ и въ раздачѣ кусковъ рус­ской территоріи) — которыя они такь легко бросаютъ людямъ, не желающимъ быть ихъ единомышленниками.

При соблюденіи нѣкоторой минималь­ной доли терпимости спокойное обсужде­ніе событій на Дальнемъ Востокѣ возмож­но въ русской эмигрантской средѣ, хо­тя вполнѣ понятно, что эти событія ее не мало волнуютъ! Помимо практики ближайшаго политическаго дня, русская эмигра­ція чрезвычайно чувствительно относит­ся къ вопросу о національныхъ интере­сахъ Россіи, и это какъ разъ свидѣтель­ствуетъ, что она разсматриваетъ себя, какъ единственную представительницу и до нѣкоторой степени защитницу озна­ченныхъ интересовъ за-границей.

Выступленіе П. Н. Милюкова было подсказано, очевидно, тою же чувствитель­ностью, даже если характеръ этого высту­пленія съ иной точки зрѣнія и кажется заблужденіемъ. Таково, во всякомъ слу­чаѣ, наиболѣе вѣроятное объясненіе, ко­торое обрисовывалось, едва только нача­лись извѣстные споры. «Японофобія» на­званнаго политическаго дѣятеля казалась имѣющей простую и прямую связь съ его пониманіемъ той угрозы русскому націо­нальному дѣлу, которую, по его мнѣнію, послѣднія дѣйствія Японіи могли бы обо­значить….

Но вотъ передъ нами статья П. Н. Ми­люкова въ русскомъ заграничномъ жур­налѣ, не затрагивающая вопроса о рус­скихъ интересахъ на Дальнемъ Востокѣ и трактующая лишь весьма обстоятельно вопросъ о столкновеніи между тради­ціонной Японіей и “новымъ” Китаемъ. Весьма знаменательно, что авторъ этой статьи, даже и въ рамкахъ поставленной имъ темы (не затрагивающей, какъ уже сказано выше,вопроса о національныхъ интересахъ Россіи, проявляетъ къ Японіи то же самое отрицательное отношеніе, ка­кое проявлено имъ по отношенію къ японской угрозѣ русскимъ интересамъ.

«Японофобія» П. Н. Милюкова, оче­видно, имѣетъ какіе то корни и помимо его опасеній за будущность русскихъ ин­тересовъ на Дальнемъ Востокѣ. Онъ разбираетъ столкновеніе между Японіей и Китаемъ, по всецѣло становится при этомъ на сторону Китая, внѣ всякой зависимости отъ того, насколько столкновеніе это можетъ отразиться на интересахъ Рос­сіи. Изъ своихъ симпатій и антипатій въ указанной статьѣ П. Н. Милюковъ не дѣ­лаетъ никакой тайны. Поведеніе Японіи по отношенію къ Лигѣ Націй безоговорочно имъ осуждается.

«Очевидно, языкъ Лиги Націй и языкъ японскихъ дипломатическихъ отписокъ суть два разные языка, свидѣтельствую­щіе не только о различныхъ взглядахъ, но и о двухъ различныхъ ступеняхъ куль­туры. Поведеніе Японіи соотвѣтствуетъ иному періоду исторіи, чѣмъ тотъ, въ которомъ находится Европа. Самой близ­кой параллелью было бы сравненіе тепе­решняго внутренняго положенія въ Япо­ніи съ тѣмъ, которое существовало въ Рос­сіи во вторую половину прошлаго вѣка». И далѣе, П. Н. Милюковъ отмѣчаетъ, что «дворянскіе кланы» въ Японіи продолжа­ютъ руководить всей политической жизнью страны, что либеральныя теченія въ этой странѣ слабы, а сильны, напро­тивъ, вліянія военнаго класса. Японія ему кажется во многомъ напоминающей Россію до 1917 и даже отчасти до 1905 г. И этого уподобленія, оказывается, до­статочнымъ, чтобы русскій политическій дѣятель перенесъ на Японію ту антипа­тію, которую продолжаетъ ему внушать и до сихъ поръ прежняя «дореволюціонная» Россія! И невольно является мысль, что сводитъ онъ еще разъ свои счеты съ этой прежней «дореволюціонной» Россіей, произнося осужденіе японской политикѣ на Дальнемъ Востокѣ…

Въ симпатіяхъ и антипатіяхъ нашихъ, какъ человѣческихъ, такъ даже и политическихъ, подчасъ никто изъ насъ не во­ленъ. Однако, при обсужденіи политиче­скихъ вопросовъ такія предвзятыя симпатіи и антипатіи не являются «добрыми нимфами Эгеріями»…

Одно дѣло возставать противъ Японіи, исходя изъ увѣренности, что эта страна можетъ нарушить національные русскіе интересы. Другое дѣло — основывать свое отношеніе къ Японіи на томъ, что эта страна представляется недостаточно «передо­вой» съ точки зрѣнія нѣкоторыхъ отвле­ченныхъ принциповъ политическаго ра­дикализма, не имѣющихъ никакого отно­шенія къ интересамъ Россіи въ данный моментъ. Позиція, занятая по отношенію къ Японіи П. Н. Милюковымъ — это по­зиція нѣкоторыхъ элементовъ Лиги На­цій, французскихъ радикаловъ лѣваго крыла, французскихъ и англійскихъ соціалистовъ и нѣмецкой подчеркнуто «де­мократической» печати. Всѣ эти полити­ческія группы совершенно, конечно, рав­нодушны къ національнымъ интересамъ Россіи. Соединяя вполнѣ родственную этимъ политическимъ группамъ свою об­щую идеологію съ заботой о національ­ныхъ интересахъ Россіи. П. Н. Милюковъ пытается соединить вещи, совершенно не­соединимыя.

Такъ, напримѣръ, забота о національ­ныхъ интересахъ Россіи не мѣшаетъ ав­тору статьи въ «Современныхъ Запи­скахъ» выказывать совершенно опредѣ­ленныя симпатіи къ «новому» Китаю. Вмѣстѣ съ тѣмъ, приведенная имъ са­мимъ въ этой статьѣ справка о полити­ческихъ судьбахъ «новаго» Китая никоимъ образомъ не оправдываетъ подоб­ныхъ симпатій съ точки зрѣнія русскихъ національныхъ задачъ. П. II. Милюковъ совершенно справедливо напоминаетъ самъ, что глава и вождь китайскаго на­ціональнаго революціоннаго движенія Сунъ-Ятъ-Сенъ былъ другомъ и полуединомышленникомъ большевиковъ. («Въ идеяхъ Сунъ-Ятъ-Сена было много такого, что сближало его доктрину съ больше­визмомъ»). Онъ разсказываетъ, какъ «ближайшимъ совѣтникомъ Суна сталъ энергичный Михаилъ Грузенбергъ, болѣе извѣстный подъ фамиліей Бородина». Отъ 1924 до 1927 г. «новый Китай» самымъ усиленнымъ образомъ формировался си­лами и средствами большевиковъ. Дальнѣйшему укрѣпленію большевиковъ въ Китаѣ воспрепятствовала отчасти, руко­водившаяся своими собственными пятеро сами Японія. Быть можетъ, отчасти та же Японія и явилась, въ самомъ дѣлѣ, одной изъ причинъ, въ силу которыхъ въ Китаѣ не успѣла образоваться въ послѣдующая пять лѣтъ сильная центральная «націо­нально-революціонная» власть. Быть мо­жетъ, тѣмъ самымъ были до нѣкоторой степени нарушены интересы Америки, стремившейся къ установленію подобной Зависящей отъ Америки власти, послѣ того, какъ зависимость ея отъ большеви­ковъ была разорвана Чанъ-Кай-Шекомъ.

Приходится ли ,однако. намъ, русскимъ, обсуждать эти вопросы съ точки зрѣнія американскихъ интересовъ или хотя бы съ точки зрѣнія нѣкоторыхъ отвлеченныхъ принциповъ политической системы, при­годность коихъ для соціальной обстанов­ки Китая отнюдь нельзя считать доказан­ной?

Для національныхъ интересовъ Россіи явилось бы, разумѣется, огромнымъ не­счастіемъ укрѣпленіе въ Китаѣ больше­виковъ. Но и превращеніе Китая въ сильное, объединенное, проникнутое національнымъ пафосомъ государство, не сулило бы никакихъ благъ національнымъ за­дачамъ Россіи. Разбирая вопросъ о Манчжуріи, П. Н. Милюковъ пишетъ: «Манчжурія несомнѣнно стала необхо­димой составной частью японскаго народ­наго хозяйства. Безъ нея извѣстное намъ неустойчивое положеніе этого хозяйства могло превратиться въ критическое, осо­бенно въ случаѣ какихъ либо внутрен­нихъ катастрофъ или внѣшнихъ замѣша­тельствъ». Эти соображенія не мѣшаютъ автору статьи, однако, рѣзко высказать­ся противъ манчжурскихъ плановъ «японскаго имперіализма». Любопытно, что онъ совсѣмъ не замѣчаетъ тѣхъ опасностей, какія представляло бы для Россіи явле­ніе, которое можно назвать «китайскимъ имперіализмомъ». На этомъ явленіи сто­итъ нѣсколько остановился. П. И. Милю­ковъ знаетъ, какъ «очень скоро обнару­жилось, что японцы — плохіе колониза­торы. Они предпочитаютъ тѣсниться въ своихъ насиженныхъ мѣстахъ по прибрежьямъ острововъ, чѣмъ одолѣвать трудности непривычно суроваго климата и дикой страны. Даже и въ настоящее время число японцевъ въ Манчжуріи едва доходитъ до 250.000 на 30.000.000 населенія.» И далѣе, авторъ статьи пишетъ: «Несравненно болѣе удачливыми колонистами оказались выносливые китайцы. Людской потокъ ринулся въ манчжурскіе пустыни. Страна открыла ему свои благодатныя равнины, способныя вмѣстить многомилліонное населеніе… Безформенностью и выносливостью эти китайскія  переселенія въ Манчжурію напоминаютъ наши русскіе въ годы бѣдствій». Какъ извѣстно, благодаря этимъ переселеніямъ въ короткій срокъ число жителей Манчжуріи дошло до 30 милліоновъ.

Китайское переселеніе въ Манчжуріи оказалось явленіемъ почти стихійнымъ. Но представимъ себѣ образованіе въ Китаѣ твердой, проникнутой національнымъ пафосомъ власти, распространяющейся на всю территорію бывшей имперіи. Представимъ себѣ, что эта власть беретъ въ свои руки дѣло колонизаціи отдаленныхъ сѣверныхъ провинцій, въ прежнія времена на юридически и исторически (какъ отмѣчаетъ и П. Н. Милюковъ), являлись лишь владѣніемъ династіи, но не достояніемъ народа. Въ этомъ случаѣ возникъ бы грозный призракъ китайскаго имперіализма, неизмѣримо болѣе опаснаго для азіатской Россіи, нежели имперіализмъ Японіи, ибо опирающагося на могучіе стихійныя силы китайской колонизаціи. Въ этомъ случаѣ «новый Китай» поставилъ бы своей дальнѣйшей цѣлью овладѣніе обширными пустыми пространствами русскаго Дальняго Востока, которыя способны насытить земельную жажду неприхотливаго и выносливаго китайскаго переселенца. Въ симпатіяхъ и антипатіяхъ, повторяю, даже въ политическихъ симпатіяхъ и антипатіяхъ никто не воленъ! Но все же плохо объяснимы симпатіи къ «новому Китаю» въ устахъ русскаго историка и политическаго дѣятеля, ибо будущей Россіи этотъ «новый Китай» можетъ датьтолько либо угрозу сосѣдствующаго съ ней полубольшевпцкаго хаоса, либо, хуже того — опаснѣйшую угрозу «китайскаго имперіализма».

П. Муратовъ.
Возрожденіе, № 2544, 20 мая 1932.

Views: 5