Трагическія и странныя событія произошли въ Японіи! Группа, военной молодежи въ самой отчаянной и жестокой формѣ «выказала протестъ» противъ нынѣшней политики японскаго правительства…. Старыя японскія традиціи знали тоже очень жестокую, но, по крайней мѣрѣ, героическую форму подобнаго протеста, называвшуюся «харакири». Нынѣшняя японская военная молодежь поступила иначе. Она умертвила семидесятилѣтняго старца, оказавшагося въ этотъ моментъ во главѣ государства, она забросала бомбами министерства и банки и она, кажется, даже покушалась внести разстройство въ нормальную жизнь путемъ покушеній на источники снабженія свѣтомъ и водой многолюдной столицы…
Приходится иногда слышалъ и читать обвиненія противъ Японіи со стороны радикально-демократическихъ круговъ Европы и Америки, сводящихся къ тому, что эта. страна кажется названнымъ кругамъ слишкомъ «отсталой»№, слишкомъ традиціонной въ своемъ консерватизмѣ, въ своемъ культѣ императорской власти и въ своей зависимости отъ военныхъ круговъ. Если бы такая историческая, традиціонная Японія продолжала жить и до сего дня!.. Быть можетъ, ее удалось бы упрекнуть въ чемъ либо съ точки зрѣнія «принциповъ демократизма и парламентаризма». Но что это, въ сравненіи съ такими событіями, какъ то, которое случилось на дняхъ и которое ясно свидѣтельствуетъ, что сквозь традиціонный обликъ старой Японіи прорываются опасныя броженія того же самаго порядка, какой знакомъ намъ и по «состоянію умовъ» въ нѣкоторыхъ европейскихъ странахъ.
***
Событія въ Токіо были задуманы, очевидно, какъ попытка нѣкотораго переворота, которая, за недостаткомъ силъ у затѣявшей его молодежи, выродилась въ чудовищный по своей нелѣпости террористическій актъ. Трудно отрицать послѣ этого, что японская молодежь въ нѣкоторой своей части вышла изъ спасительныхъ и сдерживающихъ рамокъ національ ной традиціи и дисциплины. Совершенно очевидно, что она заражена тѣми же самыми “психически-политическими” болѣзнями, которыя свирѣпствуютъ въ Европѣ. Одна часть этой молодежи именуетъ себя коммунистами, другая — крайними націоналистами или фашистами. У тѣхъ и другихъ оказывается гдѣ то слишкомъ близко подъ рукой бомба или револьверъ. У тѣхъ и другихъ, несмотря на діаметральныя политическія противоположности, есть какая то общая исходная психологическая позиція, обозначаемая вѣрою въ насильственный образъ дѣйствій.
***
Опасность политическихъ идей, теорій и настроеній состоитъ въ перенесеніи ихъ на чужую почву и въ производимыхъ ими тамъ заразительныхъ опустошеніяхъ.
Такъ, нѣмецкій марксизмъ, приведшій въ Германіи къ образованію мирной, общемъ, и даже культурной соціалъ-демократической партіи, превратился на русской землѣ въ бѣшеный и злодѣйскій коммунизмъ. Такъ, движеніе, получившее свое начало въ Италіи и пріобрѣтшее тамъ стройный государственный обликъ, сдѣлалось родоначальникомъ тѣхъ хаотически-смятенныхъ и мистически-экзальтированныхъ толпъ, которыя, съ не очень яснымъ покамѣстъ знакомъ плюсъ, либо минусъ, оказываютъ свое вліяніе на политическую жизнь Германіи! Быть можетъ, какое то зерно итальянскихъ, нѣмецкихъ или русскихъ «политическихъ произрастаній», остро національнаго характера, было заброшено на японскую почву и дало въ обстановкѣ этой страны окончательно трагическіе и уродливые результаты. За это не приходится винить конечно, ни Италію, ни Германію. Но тутъ выступаетъ еще одинъ разъ опасность движеній, имѣющихъ лишь подражательную видимость, но очень быстро растворяющихъ эту видимость въ кипѣніи тѣхъ страстей, которыми такъ полна современная жизнь.
Когда событія, подобныя случившимся въ Токіо, указываютъ, что заносъ чужеземныхъ теченій можетъ расшатать даже такой крѣпкій исторически организмъ, какимъ была японская армія, вырисовывается все съ большей ясностью гибельность поспѣшныхъ и подражательныхъ политическихъ импровизацій и необходимость особенно тщательно беречь традиціи государственной жизни и ея упроченныя исторіей юридическія нормы.
П. Муратовъ.
Возрожденіе, № 2541, 17 мая 1932.
Views: 10